Библионочь-2016

«Ужель вся наша жизнь лишь цепь случайных превращений?!» 28 января исполнилось 120 лет Валентину Катаеву

Подготовила Ольга НИКОЛАЕВА

28 января 120 лет со дня рождения русского советского писателя, поэта, драматурга, журналиста, киносценариста, Героя Социалистического Труда Валентина Петровича Катаева.

Талант Валентина Катаева и сегодня находит множество почитателей, его необыкновенный, живой образный литературный язык — истинная драгоценность в сокровищнице русского языка. Произведения Валентина Катаева не просто отражают суть эпохи, в которой он жил, они воспламеняют дух, воодушевляют и о многом заставляют задуматься. Открыв любую книгу Катаева, с первых строк видишь характерную катаевскую стилистику: катаевское отношение к людям, к природе, к задачам искусства, катаевский анализ «мира вещей», мироздания, катаевский стиль и язык, которые никогда не спутаешь с другими, хотя они и неотделимы от школы мастеров пера, начинавших творить в переломную эпоху нашего столетия.

Валентин Петрович Катаев унаследовал гибкий острый ум и невероятную жизненную стойкость у своих родителей. В семье учителя Петра Васильевича Кат аева — высокообразованного, порядочного и добросердечного человека и Евгении Ивановны Катаевой в девичестве Бачей — талантливой и начитанной женщины родились двое удивительных по своему литературному таланту сыновей, внесших уникальные черты в высокий лик русской классической литературы. Валентин и Евгений, впоследствии взявший псевдоним Петров — соавтор Ильи Ильфа, были очень дружны всю жизнь. Некоторые литературоведы предполагают, что образ Остапа Бендера Ильфу и Петрову подсказал именно Валентин Катаев, есть версии, что он был прототипом великого комбинатора.

«Странным образом в Валентине Петровиче Катаеве сочетались два совершенно разных человека. Один — тонкий, проницательный, глубоко и интересно мыслящий писатель, великолепный мастер художественной прозы, пишущий на редкость выразительным, доходчивым, прозрачным литературным языком. И с ним совмещалась личность совершенно другого толка — разнузданный, бесцеремонно, а то и довольно цинично пренебрегающий общепринятыми правилами приличия самодур» — вспоминал о В. Катаеве советский художник-график, мастер политической карикатуры Борис Ефимов, знавший писателя более полувека.

Сам Валентин Катаев о себе писал: «Во мне странным образом соединилось южное и северное, военное и духовное, даже запорожское и новгородское, так как вятские Катаевы были выходцами из Новгорода, а их предки, по преданию, принадлежали к ушкуйникам. Все это странным образом соединилось во мне и наложило отпечаток на весь мой характер».

Примечательно, что даже ранние рассказы Катаева необычайно зрелы. Непринужденность стиля, простой язык, точность характеристик и пейзажных зарисовок — все то, что впоследствии станет основными признаками знаменитого стиля Валентина Катаева, проявилось с самых первых его рассказов «Весенний звон», «Земляки», «Ночью» и др.

В 20-е годы прошлого столетия Катаев в числе нескольких молодых одесских литераторов входил в объединение «Зеленая лампа», вместе с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким. В 1922 году, переехав в Москву, активно сотрудничал со многими литературными журналами и газетами, в этот период он раскрылся как сатирический автор. 1936 году увидела свет трогательная во многом автобиографическая повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», положившая начало эпической тетралогии «Волны Чёрного моря», с идеей преемственности революционных традиций. Сюда также вошли повести «За власть Советов» («Катакомбы»), «Хуторок в степи» и «Зимний ветер».

Воистину всенародную славу Валентину Катаеву принесла солдатская повесть «Сын полка», написанная в самом конце Великой Отечественной войны, накануне Победы. Валентин Петрович всю войну прошел фронтовым корреспондентом, его заметки, статьи, очерки и рассказы тех лет — настоящие жемчужины солдатской прозы. Ваня Солнцев — маленький герой большой войны — чистый, светлый ребенок, пронесший через мрак войны немеркнущий свет детской души, стал любимцем нескольких поколений читателей. В 1946 повесть «Сын полка» была удостоена Государственной премии.

Но настоящим потрясением для многих поклонников творчества Валентина Катаева и литераторов стал выход в свет в 1979 году в «Новом мире» повести «Уже написан Вертер», в которой 83-летний советский революционный писатель раскрыл тайну о своем участии в белом движении и аресте за участие во «Врангелевском заговоре на маяке» в 1920 году. Пронзительный по своему психологизму отрывок этой повести заставляет увидеть извечный спор добра и зла, жизни и смерти глазами перепуганного юноши. Здесь нет политических лозунгов, морально-нравственных монологов, только чувства, сильные, яркие, физически ощутимые при чтении: «…он стоял недалеко от двери в третьей танцевальной позиции, окаменевший, с помраченным сознанием, загадавши, что если он не шелохнется, не вздохнет, не сдвинет ног с третьей позиции ни на один сантиметр, ни на волосок, то его не вызовут, если же хоть чуть-чуть шелохнется, то сейчас же услышит громко произнесенную свою фамилию, и тогда уже будет все кончено, и он навсегда перейдет в ту непонятную, ужасную область, откуда нет возврата… …нет возврата. Снились ли им в эту ночь какие-нибудь сны? Они сами были сновидениями. Они были кучей валяющихся на полу сновидений, еще не разобранных по порядку, не устроенных в пространстве. Урожай реформы. Ни в аду, ни в раю, ни в чистилище. Нигде».

Умер Валентин Петрович Катаев 12 апреля 1986 года на 90-м году жизни. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

«Невинномысский рабочий» №8 от 1 февраля 2017 года

Советуем прочитать

Владимир Войнович.
Малиновый пеликан

«…но если мы даже возникли просто из пыли, то почему бы не предположить, что и этот процесс состоялся со смыслом?» Этот и другие философские вопросы бытия с необыкновенным юмором и тонкой иронией ставит и рассматривает в своей новой книге наш талантливый современник, при жизни ставший классиком.

Наши издания

Мир детства Невинномысска. Начало XXI века

Рекомендательный библиографический указатель