Библионочь-2016

Дина Рубина.
«Окна»

Т. ВОЛОДИНА

Из последних новых библиотечных поступлений заслуживает внимания книга Дины Рубиной «Окна» с иллюстрациями ее мужа Бориса Карафёлова — своеобразный творческий симбиоз писателя и художника. Сама писательница определила это произведение как роман, хотя по сути это сборник из девяти автобиографических новелл.

Талантливо написанная книга интересна для всех, но более всего, на мой взгляд, ее оценят те, кто всегда с нетерпением ждет встреч с замечательными, полнокровными и немного странноватыми — с точки зрения реалиста — героями Дины Рубиной. И при этой «встрече» с книгой мы с радостью «здороваемся» с некоторыми персонажами, как со старыми друзьями, в большей или в меньшей степени знакомыми нам по другим ее произведениям: их чертами «одарены» или главные персонажи, или на мгновенье промелькнувшие в эпизоде люди.

О ком или о чем Дина Ильинична ни рассказывала бы с любовью — о родных (одна из лучших глав — «Бабка» — посвящена ее бабушке Рахили), о друзьях (об удивительной, талантливой поэтессе Ренате Мухе), о животных (в частности, о собаках), о вечном городе Иерусалиме, сотворившем невообразимый «микст» из народов и религий, о Венеции и о маленьком местечке Сан-Серг, — это всегда ярко, метафорично, точно и абсолютно всегда… познавательно! В ее мир невозможно не влюбиться. Признаюсь, желание увидеть Иерусалим возникло только после «агитации» Дины Рубиной. Не менее живописны и притягательны и города общего их с мужем прошлого — Ташкент, Винница, Москва — с узнаваемыми по другим рубинским романам и повестям улочками, дворами, жителями, в свое время населявшими их и навсегда поселившимися в благодарной памяти писательницы.

Книга одновременно жизнеутверждающая и грустная, потому что девочкой Д. Рубина интуитивно постигла величайшую истину на земле, что человек «несчастлив всегда, даже если очень счастлив в данную минуту…» После прочтения исполненных мудрости глав у кого-то из читателей появится шанс самим поразмыслить над тайной этого парадокса… В «Окнах» проявилась внутренняя гармония, глубинная связь обоих творцов, использующих разные художественные «инструменты»: слова и краски. Семейное сотрудничество обнаруживалось и раньше: муж «поддерживал» женины словесные образы легкой графикой, а жена «пиарила» мужа-художника, его профессию в своих произведениях, например, в романе «Белая голубка Кордовы», о чем была смутная догадка при его прочтении несколько лет назад… Впрочем, зачем скромному автору данных строк брать «грех» на душу, незатейливо рассказывая о самобытной писательнице, — загляните лучше сами в «Окна», доверчиво распахнутые настежь для вас Диной Рубиной и  Борисом Карафёловым!

«Невинномысский рабочий» №22 от 27 марта 2013 года